Старое краснополянское шоссе

Адлерский район

Хочу рассказать одну историю, произошедшей в те времена, когда люди ещё использовали старое краснополянское шоссе, именуемое «Пронеси меня господи». Поездка запомнилась не только незабываемой красотой природы и острыми ощущениями, но и к сожалению несчастным случаем.

Старая дорога на Красную поляну

Опасная красота

Друзья пригласили меня на Красную поляну, и отказаться от такого предложения было никак нельзя. В те времена попасть в эти места было не так-то просто, особенно если вы не являлись счастливым обладателем авто, а автомобили имелись далеко не у всех.  Отсутствие рюкзака и палатки совсем не смущало — ведь одни сутки вполне можно обойтись и без них. А вместо спальника был взят полушубок из искусственного меха. Ранним утром наша компания из семи человек на трёх машинах выехала в сторону Красной поляны. Предстояло преодолеть дорогу в 70 км, заключительный участок которой переходил в старое краснополянское шоссе, и вился  узкой змейкой по самому краю глубокого ущелья.

Старое Краснополянское шоссе
Старая дорога на Красную поляну была двусторонней несмотря на скромную ширину проезжей части

Если посмотреть вниз, то ущелье кажется огромной пропастью, а если вверх, то нависающие прямо над головой глыбы известняка грозящие обрушиться в любой момент, способны без труда навести страх на любого, даже виды видавшего путешественника. Один особенно узкий и опасный участок в народе прозвали «Пронеси меня господи». Некоторые особо впечатлительные пассажиры предпочитали  проезжать это место  с закрытыми глазами. И неудивительно — редко какой месяц обходился без происшествий на этой дороге.

Старое краснополянское шоссе 1
2001 год На Старой краснополянской дороге ещё нет защитных козырьков от камней — они появились позже

Краснополянское шоссе ценой человеческих жизней

Старое краснополянское шоссе было проложено благодаря талантливому специалисту, горному инженеру — Василию Константиновичу Константинову после того как специальная комиссия из врачей и учёных признала эту местность уникальной с точки зрения оздоровления и отдыха в следствии благоприятного климата. Строительство велось в тяжелейших условиях ручного труда, где главными инструментами были кирка, лом и динамит. К веревке привязывали человека и опускали в ущелье. Его задача состояла в том чтобы продолбить  щель, заложить динамит и успеть откачнуться на веревке как можно дальше и зацепиться за скалу. Если это удавалось — он оставался жив. При строительстве Краснополянского шоссе погибло очень много людей, но не смотря на жесточайшие условия — эта дорога была построена за два года с 1897 по 1899 г

Старая дорога на Красную поляну Старое Краснополянское шоссе 2

Старое краснополянское шоссе и Водопад Девичьи Слёзы 

Старое краснополянское шоссе ровно настолько же красиво, сколь и опасно. Но если настроиться на положительную волну, можно вполне себе любоваться головокружительной высотой гор и крутостью ущелья. Впереди показался водопад «Девичьи слёзы». Он как буд-то состоял из миллионов мелких капелек, которые падали и разбиваясь о камни, рассыпались на ещё более мелкие частицы.

Вокруг него столпилось неожиданно много людей, и мы не став особо задерживаться проехали дальше. Как стало позже известно из новостей, как раз в тот момент у этого водопада произошёл несчастный случай. Известный актёр Андрей Ростоцкий сорвался со скалы во время съёмок какого-то фильма.

Старое Краснополянское шоссе 3

По ком плачут Девичьи слёзы …

На коне в травмпункт

Может именно этот день был по какой-то неведомой причине опасный и неблагоприятный, а может просто совпадение — но так или иначе понемногу досталось всем. Тем временем скальник закончился и мы, миновав старое краснополянское шоссе и саму Красную поляну, углубились в лес по грунтовой дороге. По пути набрали минеральной воды из источника и ехали до тех пор, пока машины могли преодолевать бревенчатые мостики и метр за метром пробираться по ухабистой дороге. В итоге мы забрались довольно далеко, и было видно что люди редко посещают эти места. Лес окружал плотной стеной, рядом шумела Мзымта, а поляну которую мы выбрали для отдыха покрывал молодой ярко-зеленый папоротник.

Подустав с дороги, решено было слегка перекусить. Разложенные по-быстрому бутерброды и овощи уже просились  быть съеденными, осталось только открыть одну консерву  и приступить к трапезе, как парень взявшийся за это нелёгкое дело — откупоривание банки с помощью обычного ножа, довольно сильно поранил руку. Как ни странно в автомобильных аптечках ничего подходящего для перевязки не оказалось. Что было делать — только искать дополнительной помощи! И она не замедлила явиться, хотя конечно это  были не доктора скорой и не МЧС. Это оказались конные прогулки. Взяв на абордаж раненого, а также и его друга в качестве сопровождающего, вся процессия двинулась обратно в поляну пообещав доставить в медпункт.

Незваные ночные гости

Друзья вернулись ближе к вечеру. Мы ждали их уже с готовым ароматными шашлыком, который отлично компенсировал недополученный полдник. Постепенно стемнело, лес погрузился во мрак, став таинственней и загадочней. Где-то за деревьями ходили медведи, водившееся здесь в большом количестве, и наверное облизывались нашим шашлыком. Но не выходили и не нападали, видимо знали — нельзя 🙂 Головешки весело трещали в костре, даря приятное тепло, освещая всю нашу компанию и небольшое пространство вокруг. Как вдруг от чернеющих вдали деревьев отделились какие-то тени и направились прямо к нам! Через пару секунд стало видно что приближающиеся фигуры были одеты в камуфляж а руки привычно придерживали самые настоящие автоматы! Реакция меня в критических ситуациях никогда не подводила, и я мгновенно занырнув под свой полушубок, притворилась спящей. Военный отряд взял в кольцо всю нашу маленькую компанию с костром в центре, от чего последний даже как-будто сжался и стал гореть тише на всякий случай. Расспросив кто мы такие, что здесь делаем и убедившись что не являемся нарушителями государственной границы или засланными шпионами, отряд отправился дальше в ночную тьму, стрельнув напоследок сигаретку. Надо отметить что двигались они абсолютно бесшумно и к тому же без фонарей. Вот так оказывается идёт пограничная служба!

Бессонница

Можно было спать спокойно, тем более что и время наступило для этого самое подходящее. Луна одолела уже половину неба, шёл наверное третий час ночи, как вдруг мелкие ветки захрустели под шинами автомобиля и звук глухого удара нарушил безмятежную тишину. Наши друзья подскочили так, как буд-то их ужалил скорпион и рванули к своим машинам. Оказалась одна из них снялась с ручника и причинила материальный ущерб другой, а также и моральный — но уже их хозяевам. В темноте серьезность повреждений различить было трудно, и особенно обидно то, что одна из машин была совершенно новая и только купленная. В расстроенных чувствах полусонные друзья присели на бревно у костра, который  к тому времени почти потух и не давал света. Но «бревно» неожиданно пришло в движение и недовольно заворчало… Многострадальные  друзья подпрыгнули от неожиданности и кинулись врассыпную, но на ходу поняли что случайно перепутали и сели на своего товарища, словившего сон в таком не совсем подходящем месте! 🙂 Вся эта шумиха перебудила всех остальных и уснуть больше в эту ночь так и не удалось.

Дорога «Пронеси меня господи»

Заморосил дождик и подтолкнул к мысли что лучше не дожидаясь рассвета возвращаться домой, так как обратная дорога, размокшая под дождем могла помешать сделать это позже. В свете фар хорошо просматривались лужи на лесной дороге все увеличивающиеся в размерах, и мы похвалили себя за правильное решение. Из леса мы выбрались благополучно, но впереди ещё ждал ночной скальник, и насколько помню дорожное освещение там отсутствовало. Когда мы подъехали к нему ближе, оказалось что все старое краснополянское шоссе заволокло туманом. Мы пробирались потихоньку, почти на ощупь, шаг за шагом, метр за метром. По крыше иногда постукивали мелкие камешки известняка, отколовшиеся от скалы. Но это было ещё пол-беды, хуже всего было то, что наш водитель потерял в лесу свое лекарство от астмы без которого продержаться долго  не мог. А ехать хоть немного быстрее из-за тумана мы тоже не могли. Поскольку нервничать все равно вредно, и никак не поможет ситуации, я решила хоть немного вздремнуть на заднем сиденье автомобиля, так как в этот день мне надо было еще идти на работу, и немного сна совсем было бы очень кстати. К счастью мы благополучно миновали старое краснополянскую дорогу, купили в аэропорту нужное лекарство и совсем скоро были уже дома.

Как посмотреть ту самую Старую дорогу на Красную поляну  и водопад Девичьи слёзы :

От ж/д вокзала Адлер до водопада Девичьи слёзы необходимо проехать 38 км придерживаясь правого орфографического берега реки Мзымта вверх по течению. Проехать самый длинный тоннель после которого будет населенный пункт Кепша. После него внимательно смотреть на левую сторону трассы, где будет указатель на водопад. Если попадете туда, сможете увидеть и «Девичьи слёзы», и отрезок той самой вырубленной  вручную старой дороги. Это наиболее безопасный участок для посещения. Основную часть Старой дороги на Красную поляну посещать категорически не рекомендуется.

5 мая 2002

Старое Краснополянское шоссе 4

Красная поляна старые фото и воспоминания

Старая канатная дорога Альпика - сервис фото2002 год

В те далёкие времена, ( а было это в начале 1990 — х годов ) Красная поляна располагала одной единственной канаткой с деревянными стульчиками и цепочкой поперёк на гвоздике, и именовалась она Альпика — сервис. Ничто лишнее никак не отвлекало вас от созерцания окружающей красоты гор под мерное болтание ногами. Внизу пролетала постоянно сменяющаяся растительность, заканчивающаяся у подножья последней станции сборщиками черники. Иногда канатка ненадолго останавливалась, и откуда — то сзади доносился жалобный крик — «Снимите меня отсюда!», а чуть позже — «Хорошо что я прихватил коньяк!» ))) Так и ехали.

На вершине всегда было прохладно, а иногда даже и холодно. Работники канатки проявляли особую заботу, и уговаривали всех без исключения взять на прокат ветрозащитный плащ и купить носки, если видели что человек одет слишком легко.  Они знали — после поездки мы непременно скажем им за это спасибо.

Слишком многолюдно здесь никогда не было. Если вы не являлись счастливым обладателем автомобиля, то добраться сюда можно было только с двумя-тремя пересадками, потратив изрядное количество времени на ожидание не слишком часто курсирующего автобуса — пазика. В зимнее время на старой дороге на Красную поляну организовывали реверсивное движение. И пока автобус ожидал своей очереди, обычно подоспевала бабушка с вкусными горячими пирожками, от которых, как правило никто не отказывался.

( Красная поляна через 13 лет — 2015 год) https://dni-i-nochi-v-sochi.ru/vodopad-medvezhij/

 

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 1

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 2

2004 — 2005 год

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 3Центром старой Красной поляны являлась большая площадь, откуда люди поднимались непосредственно к самой канатке, нескольким кафе, павильончикам с мёдом, сувенирами и к замку, выполняющему роль самого крутого ресторана и мини-отеля на тот момент. Сохранился он и сейчас — пожалуй это единственное напоминание о былых временах.

Зимой организовывались катания на санках — плюшках, которые можно было взять на прокат в ближайшем пункте. Конечно на всех их не хватало, и тогда надо было ждать пока кто-нибудь сдаст инвентарь обратно или придумывать иные способы прокатиться с ветерком. В ход часто шли резиновые коврики от машин, обычные куски плёнки или отрезки линолеума. Некоторые приходили и с самодельными санками. В перерывах между катаниями любили перекусить шашлычком в близлежащем открытом кафе, куда также невозбронялось прийти и со своим, заранее прихваченным свёртком с бутербродами.

Катание на лыжах и сноубордах только начинало набирать обороты. На площади находилось несколько прокатов снаряжения, где можно было взять в прокат то что нужно оставив взамен паспорт, и бесплатно сдать вещи на хранение. Для сравнения стоимость канатки Альпика — сервис:

2002 год — 350 руб разовый прокат в летний период

2006 год — 700 руб дневной абонемент зимнее катание

2007 год — 1000 руб дневной абонемент на зимнее катание

(Красная поляна через 10 лет —  2016 год) https://dni-i-nochi-v-sochi.ru/vodopad-polikarya/

 

 

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 4

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 5

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 6

Красная поляна добраться только через Старое Краснополянское шоссе 7

2006 год

Летнее времяпрепровождение на Красной поляне заключалось в прогулках по окрестностям — где в те времена ещё можно было увидеть огромные заросли борщевика и пышные кусты необычной голубой гортензии, также  катания на лошадях, гуляющих среди больших розовых крокусов, вылавливании радужной или обычной форели из выложенного камнем бассейна, с последующем её запеканием с любой начинкой по желанию. Для смельчаков предлагалось летание на параплане с приземлением в центре большой поляны, и для всех остальных экскурсия на канатке почти до самых вершин краснополянских гор.

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна Старая Красная поляна

2007 год 

Зимняя Красная поляна конечно очень резко отличалась от центра Сочи, где снег выпадает крайне редко. Такая поездка всегда планировалась немного заранее и ожидалась почти с трепетом. Кататься на сноубордах мы не умели, но к вечеру освоили технику передвижения без дополнительного обучения у инструкторов, и уже довольно смело съезжали с крутых горок, хоть и не на большой скорости. На курорте Красная поляна начали понемногу появляться группы иностранцев. В основном они заказывали вертолёт, который отвозил их в более дикие места для фрирайда. Катались мы до самого закрытия, резко похолодало, с заходом солнца мороз усилился. Мы почти последними возвращались на канатке вниз как раз вместе с французскими туристами, по пути даже немного поговорили на английском языке — тогда он помнился мне ещё довольно хорошо )

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

2010 год

В Сочи вовсю идёт подготовка к Олимпиаде 2014. Бульдозеры и экскаваторы гребут день и ночь не покладая ковшей даже в выходные дни. Имеретинская низменность — нынешний Олимпийский парк изменилась до неузнаваемости. Под слоем бетона навсегда исчезла уникальная, единственная в России территория, являвшаяся местом остановки многих редких перелётных птиц, важнейший бальнеологический ресурс с месторождением лечебных грязей, погибло бесчисленное множество краснокнижных растений, земноводных и пресмыкающихся. Красная поляна тоже приняла ощутимый удар по своим природным ресурсам — здесь всё происходило также как и в Олимпийском парке. Приехав летом на наше любимое место, мы знали что этот раз теперь последний, Красная поляна больше никогда не будет прежней и изменится навсегда.

(Олимпиада 2014 в Сочи глазами местного жителя) https://dni-i-nochi-v-sochi.ru/olimpiada-v-sochi/

Старая Красная поляна

Старая Красная поляна

NATALI

Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было рассказывать )))

dni-i-nochi-v-sochi.ru
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

  1. Лариса

    Я будто всё это пережила вместе с героями этого поста. Огромное спасибо за информацию, за фотографии. Чувствуется любовь к своему краю. ❤️

    Ответить