Каньон Таштай

Путешествия за 140-й км

Каньон Таштай — это уникальное по красоте место в Туапсинском районе, расположенное относительно недалеко от посёлка Индюк и железнодорожной станции 1744 км. Каньон Таштай находится на реке с одноимённым названием, в которую впадает река Букепка. В народе всё это вместе почему-то принято называть каньонами Бешенки. Но а мы не будем гадать почему, а лучше отправимся в это замечательное место, чтобы увидеть всё своими глазами.

Каньон Таштай и Букепка

День 1

Об этой природной достопримечательности мы слышали давно, и она очень популярна среди отдыхающих. Они приезжают сюда специально из близлежащих городов на один-два дня. И вот наша дружная компания тоже решила последовать их примеру. Выехав из Сочи ранней электричкой, выходим на ж/д вокзале Туапсе и мимоходом спрашиваем у таксистов, где могут находиться автобусы отправляющиеся в нужную нам сторону. Но таксисты, сделав честные глаза, направили нас на автовокзал в шестистах метрах. Однако через минуту выяснилось, что отправиться в направлении каньон Таштай можно на одном из стоящих тут же автобусах почти за такую же стоимость, как если бы мы поехали от автовокзала. Правда ни в одном расписании они не значатся и даже не имеют номеров. Но несмотря на это люди откуда-то знают об их существовании, и когда мы загружались в салон со своими рюкзаками, то автобус был уже наполовину полон. Водитель дал нам визитку.

Заказ автобуса из Туапсе

И вот мы тронулись в путь. Свежий ветер весело трепал шторки на верёвочках, проникая в открытые окна и обдувая утренней свежестью. Мы покинули центр и уже видели хорошо знакомые вершины гор Индюк и Двух братьев, проплывающие где-то вверху на линии горизонта. На нужной развилке наша группа вышла, мы перешли дорогу и отправились по улице Чилипси. Небольшой посёлок быстро кончился, показался бетонный мост за которым виднелся большой баннер «Каньон Букепка» со стрелкой влево. Но по привычке доверившись навигатору, мы свернули направо. Путь проложенный электронным помощником оказался ложным, и скоро перед нами замаячил забор с табличкой «Частная собственность» с бдительным охранником за ним. Надо думать, что участок, взятый в аренду, перекрыл ранее существующий проход на каньон Таштай и теперь мы вынужденно вернулись обратно к баннеру.

По улице Чилипси

Улица Чилипси

Каньон реки Букепка

Чуть выше рекламного транспаранта и каменистой грунтовки находилась большая парковка, а за ней пешеходная тропа, идущая всё время по лесу. Такой путь составил около трёх километров в одну сторону, на протяжении которых неоднократно попадались предупреждающие таблички о злых пчёлах. Далее подвесной мост через небольшую речку и заключительный отрезок до кассы с ещё одним таким же мостом. Тут же оповещение о взимании оплаты за посещение в двести рублей, и заманчивое предложение чая который включен в стоимость билета. В предвкушении нежданного сервиса, мы быстро зашагали прямо к кассе.

парковка у каньона реки Букепка
Парковка перед тропой на каньон

На пути к каньону

Предупреждающий баннер

Сразу после оплаты выяснилось, что водонагреватель сломался и чаю не предвидится, тогда мы не отходя от точки оплаты, тут же на лавочках достали свои горелки и организовали сами себе недополученный горячий напиток 🙂 Слегка подкрепившись, приступили к зрелищной части маршрута, до которой оставалось совсем чуть-чуть. Тут баня, мостики и небольшая смотровая площадка над купелью с несколькими крупными, неторопливо плавающими рыбами в бирюзовой воде. Очень многолюдно, пропускаем тех кто уже осмотрел каньон Таштай, а потом и сами оказываемся в его начальной части. Справа небольшой, но необычный грот, затем спуск к реке и далее по Виа-феррате вверх по течению.

грот

Каньон Таштай 1
Каньон Таштай

Каньон Таштай 2

Каньон Таштай 5

Истоки реки находятся на восточной стороне горы Агой. Общий перевод топонима Таштай можно определить как «каменная гора». И действительно, всё русло, по которому мы пробирались по металлическим тросам и вбитым скобам на протяжении двух километров — сплошь слоистые скальные породы и каменные плиты. Каньон Таштай без такого обустройства осмотреть было бы практически невозможно, или по крайней мере доступно только для узкого круга ловких и рисковых смельчаков. Периодически надо переходить с берега на берег вброд, а в одном месте держа равновесие перебраться через поток по перекинутому брёвнышку. Пока мы по нему переходили и помогали друг другу на переправе, за нами наблюдали сплочённые стайки водомерок. Они легко скользили на поверхности глубокой заводи идеально сине-бирюзового цвета и ждали нас к себе в гости, но к счастью всё обошлось 🙂

Каньон Таштай 3

Каньон Таштай 4

река Таштай 1

В походе по каньону Таштай 1

Несмотря на ледяную воду, находились редкие желающие совершить небольшой заплыв. И правда удержаться от купания было непросто, уж очень притягательны все эти многочисленные купели с пронизывающе прозрачной толщей воды, когда на дне виден каждый камушек. Ближе к концу каньона берег расширился и в центре, на самом видном месте вырос большой тур из камней. Видимо стоит он здесь уже достаточно долго, так как оброс дополнительно маленькими туриками на своих выпирающих частях. Каждый стремится оставить память о своём посещении этого красивого места. Влево уходило ещё одно ущелье, но немного пройдя по нему, столкнулись со сложностями в продвижении и решили не искать приключений, а лучше подобрать хорошее место для лагеря и установить палатки.

река Таштай 2

река Таштай 3

река Таштай 4

В походе по рекам Туапсинского района

Такое место вскоре нашлось, отличная большая площадка справа на пригорке со столом и кострищем. Быстро расставив лагерь и наведя общий порядок, часть группы отправилась купаться и исследовать местность выше по течению, а мы нанизывать шашлык и накрывать стол. Позади нашего лагеря находилась ещё одна стоянка с одиночным туристом. Он сообщил что с дровами здесь туго и надо искать их только на противоположном склоне. Общими усилиями мы наскребли топлива на необходимое количество тепла и света, отметив заодно что не только сам каньон Таштай, но и эти места пользуются достаточной популярностью, хотя с большими рюкзаками по Виа-феррате передвигаться не совсем просто. Также мы заметили, что через нашу поляну проходит какая-то тропа ведущая вверх.

Каньон Таштай наш поход

стоянка на реке Таштай 1
Стоянка на реке Таштай

стоянка на реке Таштай 2

Вечером было немного прохладно, но костёр и чай отлично согревали всех нас в этот осенний вечер. Да и весёлые разговоры ещё долго не затихали, до тех пор пока совы не начали высказывать своё возмущение гулкими перекличками почти прямо над нашими головами. Ночью же было очень тихо, никакие лесные звери не пришли к нам в гости, за исключением маленькой лесной мышки, которая крутилась у стола и надеялась что мы оставим еду в доступном месте, а мы как всегда подвесили все пакеты на дерево.

В походе по каньону реки Таштай 1

В походе по каньону реки Таштай 2

День 2

Утром встали рано, обнаружили что сосед-турист уже исчез. Неспеша позавтракали, собрались и отправились наверх по тропе исследовать новое направление. Оно привело нас к старому волоку, по которому мы пробирались некоторое время по субтропическим зарослям, лианам и через поваленные деревья, а также под ними. Попадалось много колючего падуба и колхидского плюща. Через некоторое время волок вывел на хорошо натоптанную тропинку, ведущую к очередным местам отдыха, как большим так и маленьким. Снова брод и мы на противоположном берегу у начала маршрута. Идем назад, встречаем первых посетителей, многие из них спрашивают : «Далеко ли каньон Таштай»? «А красиво ли там»? И мы смело можем подтвердить — Да, там очень здорово! Желаем друг другу хорошего дня и спешим дальше. Перед подвесным мостом устраиваем недолгое купание и хорошенько освежившись, завершаем маршрут.

В походе по лесам Туапсе

стоянки в районе реки Таштай

Наша тургруппа на маршруте Каньон Таштай

Близкое расположение станции 1744 км позволяет нам расчитывать на проезд обратно до Туапсе на электричке — что мы и делаем. Путь к станции проходит по грунтовке, сразу налево после бетонного моста, если идти со стороны каньона. По пути несколько хозяйственных объектов под охраной лаящих собачек. Находятся они за заборами или на цепи, длина которой не позволяет им дотянуться до проходящих даже при полном натяжении, поэтому можно вполне беспрепятственно пройти к железнодорожным путям. От Туапсе пересаживаемся на Ласточку и отбываем домой в Сочи, подумывая как-нибудь вернуться ещё разок в эти замечательные места.

10-11 сентября 2022 (10 км ↑ 400 м ↓ 400 м)

Нитка маршрута: начало улицы Чилипси — каньон Таштай — тропа в обход каньона — конец улицы Чилипси — ж/д станция 1744 км.

ж/д станция 1744 км
Ж/Д станция 1744 км

NATALI

Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было рассказывать )))