На гору Сахарная мы ходили давно, ещё не подозревая о том, что это закрытая территория и поход туда запрещён. В те добрые времена, когда лес в Сочи оставался бесплатным, о пропусках никто не слышал, а егерей никогда не встречали.

Маршрут на гору Сахарная в Сочи

Бодрым, ранним утром наша небольшая, но весёлая компания отправилась в путь от маленького посёлка Ореховка прямо к экопоселению Ажек, откуда собирались начать восхождение на Сахарную. От автобусной остановки к нам присоединилась местная собака, которой по началу мы не придали особого значения. Некоторые из нас были в этих местах впервые, поэтому мы конечно останавливались у всех встречающихся достопримечательностях, будь то остатки старого христианского храма, памятник с красной звездой или просто живописный вид с моста на реку Агву, впадающую через метров сто в реку Сочи.

у развалин христианского храма Агуа

на Ажек

памятник Звезда на АжекеДовольно быстро миновали двухэтажный гостевой дом на Ажеке, слегка пообедали, и нашли начало нужной тропы, которая на удивление была даже промаркирована красной краской на деревьях. Тропа то пропадала, то появлялась снова и мы ориентируясь по меткам, а также периодически сверяясь с навигатором начали затяжной подъём. Немного в стороне, по некоторым сведениям, должен был находиться до основания разрушенный дольмен. На одном из деревьев был даже указатель в его направлении, но мы не стали сворачивать и терять время - впереди предстоял ещё существенный набор высоты.

у экопоселения Ажек

поход на Сахарную

То что с водой на маршруте по пути на Сахарную гору будет туго - мы конечно знали, но всё равно не теряли надежды где-то встретить родник и немного пополнить запасы. В одном месте попалось нечто напоминающее полузасохший ручеёк, но дикие кабаны или косули изрядно утоптали его русло, превратив в замутнённое болотце. Приближался вечер, а до вершины было ещё далеко. Поняв, что сегодня мы до неё точно не доберёмся, выбрали место у виды видавшего триангуляра на высоте около 800 м, поставили палатки и развели небольшой костерок. Рядом примостился наш провожатый - пёс с Ореховки, за всё время так и не издавший ни звука, из чего мы сделали вывод что он вероятно немой.

поход на Сахарную гору

пёс из Ореховки

вперёд на Сахарную

Восхождение на Сахарную

Утром проснулись, как всегда рано. Допили чай из последней воды и с воодушевлением принялись за неоконченный вчерашний подъём. Тропа снова то пропадала, то появлялась опять. Вокруг высились огромные буки в золотой оправе осенних листьев. Обзор был великолепный, вокруг практически никаких кустов и колючек. Постепенно приблизились ровно к тому месту от которого начинается самая крутая часть подъёма. Один из участников остался дожидаться нас на небольшой полянке со всеми рюкзаками и собакой. А мы отправились в мини-радиальный выход.

поход на Сахарную

вперёд на гору Сахарная

на Сахарную

Гора Сахарная расположена на высоте 1550 м над уровнем моря. Взбирались мы к её вершине ухватившись за отполированные руками других туристов, гладкие ветви рододендрона. Из под ног сыпалась укатанная земля и выскакивали мелкие и средние камни. Появились скальные выступы, образующие небольшую гряду по левой стороне. Совсем скоро самая высокая точка нашего маршрута, рододендрон стал гуще, тропинка ужалась до минимума. И вот вершина Сахарной! Она представлялась по-разному, но никак не так. На деле это маленький пятачок с несколькими камнями на поверхности и шикарным видом, откуда можно одновременно любоваться окружающим простором и отгадывать название снежных гор.

лес у вершины Сахарной горы

вершина горы Сахарной

на горе Сахарная

Спустились обратно довольно быстро, закинули на спины свои рюкзаки и собрались как можно скорей найти основную стоянку-поляну с единственным хорошим родником на всей этой горе, так как вода у нас давно закончилась. Почему-то мы не думали что с поисками воды у нас могут возникнуть какие-нибудь затруднения, но они возникли. Стоянка представляла собой обширную поляну со слегка неровным рельефом, огромным поваленным деревом, парочкой оборудованных мест с кострищами и даже подвешенными продуктами в виде дошираков и ещё чем-то подобным.

подъём на гору Сахарная

Незапланированная ночёвка

Группа разделилась и начала прочёсывать местность в поисках родника, один участник даже умудрился завязнуть в болоте и чуть не остаться без обувки, но местоположение искомого объекта по прежнему вызывало вопросы. Как вдруг наш другой товарищ был замечен быстро бегущим в каком-то заданном направлении. Оказалось, он решил выследить собаку, так как похоже только она могла помочь нам в этом деле. И это была очень правильная мысль, умаявшись также как и мы, с этими поисками, собака и привела нас к долгожданному роднику. Радости не было предела, мы напились чаю и решили уже не торопиться, а остаться на ещё одну ночёвку. Благо дело, здесь ловила сотовая связь и получилось предупредить всех, кого необходимо. Вечерние посиделки у костра. Раннее утро и снова в путь.

поляна у родника под Сахарной

наши верные друзья - рюкзаки

в походе на Сахарную

Спуск по хребту Прохладному начался с необыкновенного явления. На одной с нами высоте, над соседним ущельем летели белые птицы - их были тысячи, и они всё не кончались. Первые лучи солнца падали на их светлое оперение, придавая ослепительный цвет и делая похожими на маленькие скоростные самолёты. Вероятно они покидали наши края, отправляясь в тёплые страны. Наступал ноябрь. Мы же этим маршрутом заканчивали сезон походов с ночёвками, предпочитая в холодное и дождливое время года делать выбор в пользу коротких пвд.

спуск по хребту Прохладному

осень в горах

Начали попадаться встречные туристы, идущие сегодня на Сахарную, и даже один скайраннер. К обеду мы спустились на знакомую уже - Буковую поляну, где пообедали, и чуть ниже желающие освежились в реке Агва. В середине дня вышли уже на конечную остановку 102 автобуса, и тут выяснилось, что наш замечательный, такой культурный и умны пёс, вовсе не немой, а очень даже "разговорчивый". Он живо облаял всех окрестных собак, навёл порядок, который по его мнению пошатнулся в его отсутствие. Скоро подошёл автобус, мы распрощались с нашим лохматым другом на дружеской ноте, и тогда ещё даже не думали, что в будущем встретимся с ним ещё неоднократно.

Но это уже совсем другая история 🙂

с пёсиком

на Буковой поляне у Агвы

мост через реку Агва

8 - 9 - 10 ноября 2018 ( 28 км   ↨ 1526 )

Нитка маршрута: пос. Ореховка - экопоселение Ажек - триангуляр на высоте 800 м - гора Сахарная (1550 м) - стоянка с родником - хребет Прохладный - Буковая поляна у храма Агуа - пос. Ореховка

( Ещё один отчёт по походу на г. Сахарная с просторов интернета с хорошими фото и указанием времени на маршруте) https://www.kovinov.com/kavkaz/sochi-i-krasnaja-poljana/gora-saharnaja/