Старая дорога на Красную поляну на протяжении целых сто лет являлась единственным способом добраться к нынешнему одноимённому курорту. Путь по узкой дороге был небезопасен — с одной стороны грозные скалы с то и дело падающими камнями, а с другой в глубоком ущелье стремительная Мзымта, которая заполучив что-либо в свои бурлящие воды уже никогда не отдаёт ничего обратно…
Старая дорога на Красную поляну
О ком плачут Девичьи слёзы
Хочу рассказать одну историю, произошедшую в те времена, когда старая дорога на Красную поляну еще использовалась по прямому назначению, хотя время её неумолимо приближались к концу, а люди стали постепенно забывать что когда-то у неё было и второе название — «Пронеси меня господи». Поездка по этой краснополянской дороге запомнилась не только удивительной красотой природы и острыми ощущениями, но и к сожалению несчастным случаем.
Друзья пригласили меня на Красную поляну, и отказаться от такого предложения было никак нельзя. В начале двухтысячных попасть в эти места было не так-то просто, особенно если вы не являлись счастливым обладателем авто, а автомобили имелись тогда далеко не у всех. Отсутствие рюкзака и палатки совсем не смущало — ведь одни сутки вполне можно обойтись и без них. А вместо спальника был взят полушубок из искусственного меха. Ранним утром наша компания из семи человек на трёх машинах выехала в сторону Красной поляны. Предстояло преодолеть дорогу в 70 км, заключительный участок которой переходил в узкую горную дорогу, и вился узкой змейкой по самому краю глубокого ущелья.
Если посмотреть вниз, то ущелье кажется огромной пропастью, а если вверх, то нависающие прямо над головой глыбы известняка грозящие обрушиться в любой момент, способны без труда навести страх на любого, даже виды видавшего путешественника. Некоторые особо впечатлительные пассажиры предпочитали проезжать это место с закрытыми глазами. И неудивительно — редко какой месяц обходился без происшествий на этой дороге.
Старая дорога на Красную поляну была проложена благодаря талантливому специалисту, горному инженеру — Василию Константиновичу Константинову после того как специальная комиссия из врачей и учёных признала эту местность уникальной с точки зрения оздоровления и отдыха в следствии благоприятного климата. Строительство велось в тяжелейших условиях ручного труда, где главными инструментами были кирка, лом и динамит. К веревке привязывали человека и опускали в ущелье. Его задача состояла в том чтобы продолбить щель, заложить динамит и успеть откачнуться на веревке как можно дальше и зацепиться за скалу. Если это удавалось — он оставался жив. При строительстве Краснополянского шоссе погибло очень много людей, но не смотря на жесточайшие условия — эта дорога была построена за два года с 1897 по 1899 г
Старая дорога на Красную поляну ровно настолько же красива, насколько и опасна. Но если настроиться на положительную волну, можно вполне себе любоваться головокружительной высотой гор и крутостью ущелья. Мы ехали с небольшой скоростью, впереди показался водопад «Девичьи слёзы». Он как буд-то состоял из миллионов мелких капелек, которые падали и разбиваясь о камни, рассыпались на ещё более мелкие частицы. Вокруг него столпилось неожиданно много взволнованных людей. Оказалось что со скалы только что сорвался человек и вот-вот должна была приехать скорая. Мы не стали затруднять и без того узкую дорогу своими автомобилями и поехали дальше. Как стало позже известно из новостей, это известный актёр Андрей Ростоцкий сорвался со скалы во время поиска подходящего места для нового фильма…
Может именно этот день был по какой-то неведомой причине опасный и неблагоприятный, а может просто совпадение — но так или иначе те или иные неприятности затронули и нас. Тем временем скальник закончился и мы, миновав старую дорогу и саму Красную поляну, углубились в лес по грунтовой дороге. По пути набрали минеральной воды из источника и ехали до тех пор, пока машины могли преодолевать бревенчатые мостики и метр за метром пробираться по ухабистой дороге. В итоге мы забрались довольно далеко, и было видно что люди редко посещают эти места. Лес окружал плотной стеной, рядом шумела горная речка, а поляну которую мы выбрали для отдыха покрывал молодой ярко-зеленый папоротник.
Подустав с дороги, решено было слегка перекусить. Разложенные по-быстрому бутерброды и овощи уже просились быть съеденными, осталось только открыть одну консерву и приступить к трапезе, как наш товарищ взявшийся за это нелёгкое дело — откупоривание банки с помощью обычного ножа, довольно сильно поранил руку. Как ни странно в автомобильных аптечках ничего подходящего для перевязки не оказалось. Что было делать — только искать дополнительной помощи! И она не замедлила явиться, хотя конечно это были не доктора скорой и не МЧС. Это оказались конные прогулки. Взяв на абордаж раненого, а также и его друга в качестве сопровождающего, вся процессия двинулась обратно в поляну пообещав доставить в медпункт.
Друзья вернулись ближе к вечеру. Мы ждали их уже с готовым ароматными шашлыком, который отлично компенсировал недополученный полдник. Постепенно стемнело, лес погрузился во мрак, став таинственней и загадочней. Где-то за деревьями ходили медведи, водившееся здесь в большом количестве, и наверное облизывались нашим шашлыком. Головешки весело трещали в костре, даря приятное тепло, освещая всю нашу компанию и небольшое пространство вокруг. Как вдруг от чернеющих вдали деревьев отделились какие-то тени и направились прямо к нам! Через пару секунд стало видно что приближающиеся фигуры были одеты в камуфляж а руки привычно придерживали самые настоящие автоматы! Реакция меня в критических ситуациях никогда не подводила, и я мгновенно занырнув под свой полушубок, притворилась спящей. Военный отряд взял в кольцо всю нашу маленькую компанию с костром в центре, от чего последний даже как-будто сжался и стал гореть тише на всякий случай. Расспросив кто мы такие, что здесь делаем и убедившись что не являемся нарушителями государственной границы или засланными шпионами, отряд отправился дальше в ночную тьму, стрельнув напоследок сигаретку. Надо отметить что двигались они абсолютно бесшумно и к тому же без фонарей. Вот так оказывается идёт пограничная служба!
Можно было спать спокойно, тем более что и время наступило для этого самое подходящее. Луна одолела уже половину неба, шёл наверное третий час ночи, как вдруг мелкие ветки захрустели под шинами автомобиля и звук глухого удара нарушил безмятежную тишину. Наши друзья подскочили так, как буд-то их ужалил скорпион и рванули к своим машинам. Оказалась одна из них снялась с ручника, скатилась с пригорка и причинила материальный ущерб другой, а также и моральный — но уже их хозяевам. В темноте серьезность повреждений различить было трудно, и особенно обидно то, что одна из машин была совершенно новая и только купленная. В расстроенных чувствах полусонные друзья присели на бревно у костра, который к тому времени почти потух и не давал света. Но «бревно» неожиданно пришло в движение и недовольно заворчало… Многострадальные друзья подпрыгнули от неожиданности и кинулись врассыпную, но на ходу поняли что случайно перепутали и сели на своего товарища, словившего сон в таком не совсем подходящем месте! 🙂 Вся эта шумиха перебудила всех остальных и уснуть больше в эту ночь так и не удалось.
Заморосил дождик и подтолкнул к мысли что лучше не дожидаясь рассвета возвращаться домой, так как обратная дорога, размытая потоками воды могла помешать сделать это позже. В четыре часа утра отправились в обратный путь. В свете фар хорошо просматривались лужи на лесной дороге все увеличивающиеся в размерах, и мы похвалили себя за правильное решение. Из леса мы выбрались благополучно, но впереди ещё ждал ночной скальник, и насколько помню дорожное освещение там отсутствовало. Когда мы подъехали к нему ближе, оказалось что все старое краснополянское шоссе заволокло туманом. Мы пробирались потихоньку, почти на ощупь, шаг за шагом, метр за метром. По крыше иногда постукивали мелкие камешки, отколовшиеся от скалы. Но это было ещё пол-беды, хуже всего было то, что наш водитель потерял в лесу свое лекарство от астмы без которого продержаться долго не мог. А ехать хоть немного быстрее из-за тумана мы тоже не могли. И вот старая краснополянская дорога осталась позади, в аэропорту купили нужное лекарство и совсем скоро были уже дома. Пару часов сна и на работу.
5 мая 2002
Красная поляна Начало великого курорта
В начале девяностых Красная поляна располагала одной единственной канаткой с деревянными стульчиками и цепочкой поперёк на гвоздике, и именовалась она Альпика — сервис. Ничто лишнее никак не отвлекало вас от созерцания окружающей красоты гор под мерное болтание ногами. Внизу пролетала постоянно сменяющаяся растительность, заканчивающаяся у подножья последней станции сборщиками черники, тщательно обыскивающих каждый кустик. Иногда канатка ненадолго останавливалась, туристы зависали в воздухе, и откуда-то сзади доносился жалобный крик — «Снимите меня отсюда!», а чуть позже — «Хорошо что я прихватил коньяк!» ))) Так и ехали.
На вершине всегда было прохладно, а иногда даже и холодно. Работники канатки проявляли особую заботу, и уговаривали всех без исключения взять на прокат ветрозащитный плащ и купить носки, если видели что человек одет слишком легко. Они знали — после поездки мы непременно скажем им за это спасибо.
Слишком многолюдно здесь никогда не было. Если вы не являлись счастливым обладателем автомобиля, то добраться сюда можно было только с двумя-тремя пересадками, потратив изрядное количество времени на ожидание на не слишком часто курсирующий пазик. В зимнее время на старой дороге на Красную поляну организовывали реверсивное движение. И пока автобус ожидал своей очереди, обычно подоспевала бабушка с вкусными горячими пирожками, от которых, как правило никто не отказывался.
2002 год
2004 — 2005 год
Центром Красной поляны являлась большая площадь, откуда люди поднимались непосредственно к самой канатке, нескольким кафе, павильончикам с мёдом и сувенирами, и к замку, выполняющему роль самого крутого ресторана и мини-отеля на тот момент. Сохранился он и сейчас — пожалуй это единственное напоминание о былых временах.
Зимой организовывались катания на санках — плюшках, которые можно было взять на прокат в ближайшем пункте. Конечно на всех их не хватало, и тогда надо было ждать пока кто-нибудь сдаст инвентарь обратно или придумывать иные способы прокатиться с ветерком. В ход часто шли резиновые коврики от машин, обычные куски плёнки или отрезки линолеума. Некоторые приходили и с самодельными санками. В перерывах между катаниями любили перекусить шашлычком в близлежащем открытом кафе, куда также невозбронялось прийти и со своим, заранее прихваченным свёртком с бутербродами.
Катание на лыжах и сноубордах только начинало набирать обороты. На площади находилось несколько прокатов снаряжения, где можно было взять в прокат то что нужно оставив взамен паспорт, и бесплатно оставить вещи на хранение. Для сравнения стоимость канатки Альпика — сервис:
2002 год — 350 руб разовый прокат в летний период
2006 год — 700 руб дневной абонемент зимнее катание
2007 год — 1000 руб дневной абонемент на зимнее катание
2006 год
Летнее времяпрепровождение на Красной поляне заключалось в прогулках по окрестностям, летание на параплане, катания на лошадях и конечно всё также подъём на канатке в горы. В ближайших окрестностях в те времена ещё можно было увидеть огромные заросли борщевика и пышные кусты необычной голубой гортензии. В небольшом кафе посетителям вылавливали радужную или обычную форель из выложенного камнем бассейна, и запекали с любой начинкой по желанию.
2007 год
Зимняя Красная поляна конечно очень резко отличалась от побережья Сочи, где снег выпадает крайне редко. Такая поездка всегда планировалась немного заранее и ожидалась почти с трепетом. Кататься на сноубордах мы не умели, но в первый же день к вечеру освоили технику передвижения без дополнительного обучения у инструкторов, и уже довольно смело съезжали с крутых горок, хоть и не на большой скорости. На курорте Красная поляна начали понемногу появляться группы иностранцев. В основном они заказывали вертолёт, который отвозил их в более дикие места для фрирайда. Катались мы всегда до самого закрытия. С заходом солнца как как правило очень резко холодало и усиливался мороз. Мы возвращались обычно почти самыми последними. Однажды спускались на канатке вместе с французскими туристами, и по пути даже немного поговорили на английском языке.
2010 год
В Сочи начинается подготовка к Олимпиаде 2014. Бульдозеры и экскаваторы гребут землю день и ночь не покладая ковшей даже в выходные и праздничные дни. Имеретинская низменность — нынешний Олимпийский парк изменилась до неузнаваемости. Под слоем бетона навсегда исчезла уникальная, единственная в России территория, являвшаяся местом остановки многих редких перелётных птиц, важнейший бальнеологический ресурс с месторождением лечебных грязей, погибло бесчисленное множество краснокнижных растений, земноводных и пресмыкающихся. Красная поляна тоже приняла ощутимый удар по своим природным ресурсам — здесь всё происходило также как и в Олимпийском парке. Приехав летом на наше любимое место на Красной поляне, стало ясно — она больше никогда не будет прежней и изменится навсегда.
(Олимпиада 2014 в Сочи глазами местного жителя) https://dni-i-nochi-v-sochi.ru/olimpiada-v-sochi/
Старая дорога на Красную поляну Через двадцать лет после закрытия
Прошло почти двадцать лет с того момента, как старая дорога на Красную поляну окончательно закрылась для проезда и посещения. К 2024 году остались только её отдельные участки, на которые ещё можно попасть при желании. Однако надо понимать, что не все они безопасны, особенно тот, который пробит в скальнике, собственно потому его и закрыли. Мы же отправляемся на неё от пос. Галицыно. Путь можно начать прямо от остановки автобуса № 131. Это развилка улиц Батайская и Тбилисская, выбрать следует левое ответвление и двигаться по нему безо всяких дальнейших изменений. Мы же начали путь с ул. Тбилисская, чуть спустившись вниз от автобусной остановки метров на 800 и свернув влево в проулок перед домиком с табличкой МЁД (43.549664, 39.988208).
Через старый сад, растущий на крутом склоне, поднялись на нужную нам ул. Батайская и пошли по ней в направлении Красной поляны. На протяжении начальных трёх километров о старой дороге вообще ничего не напоминает — на этом участке она давно сползла вниз и была восстановлена уже позже с помощью большого количества завезённого грунта. Под дорогой во многих местах проложены каналы для отвода небольших ручьёв, так как некоторые из них после дождей обретают силу и превращаются в водопады и водоскаты. Первый признак что мы всё-таки находимся на той самой первой краснополянской дороге — родник и каменная поилка для лошадей (ориентировочно 43.569932, 39.994219), чуть дальше сохранилась и подпорная каменная стенка.
Через некоторое время путь преграждает шлагбаум, запрещающий проезд, (но не проход). А скоро появляется и старый двадцатилетний асфальт. Вверху над дорогой почти завалившиеся домишки, держащие свои ветхие крыши из последних сил. Но природа берёт своё и вездесущий мощный плющ с глицинией не дают спуска никому. На протяжении следующих, завершающих трёх километров местами отличные виды на горы, но в ноябре больше обращаешь внимания даже не на горы, а на нарядное осеннее убранство бескрайних лесов, особенно выигрышно смотрящихся на фоне голубого неба и в лучах ненадолго выглянувшего солнышка. Под ногами множество опавшей жёлтой листвы разных размеров и форм — от крупных листьев инжира до резных поменьше от кленовидных платанов.
После одного из поворотов, старая краснополянская дорога открывает нам вид на ущелье Пасть дракона. Отсюда оно смотрится действительно как-то зловеще — тёмная воронка, в которую совсем не хочется попасть. Однако долгое время этот объект всё-таки пользовался большой популярностью у туристов, но позже его стали то закрывать, то открывать под предлогом небезопасного посещения. В заключении маршрута через стройку спускаемся к автобусной остановке Монастырь. На стройке временно обитает медведь Винни, спасённый из брошенного Сафари-парка. Скоро он должен переехать в более комфортные условия в вольерный комплекс «Лаура». Кормим его мёдом, яблоками, морковкой и прощаемся с косолапым.
16 ноября 2024 (7 км н.в. ↑ 600 м)
Нитка маршрута: пос. Галицино конечная остановка автобуса № 131 (43.552962, 39.980109) — ул. Батайская СНТ «Черноморец» (43.558065, 39.991164) — родник (43.569932, 39.994219) — вид на ущелье Пасть дракона (43.586525, 39.999908) — стройка (43.588577, 40.007308) — автобусная остановка Монастырь (43.590619, 40.007096).
Я будто всё это пережила вместе с героями этого поста. Огромное спасибо за информацию, за фотографии. Чувствуется любовь к своему краю. ❤️