Альтмец — небольшое село, этнографический центр амшенских армян. Название села происходит от фамилии бывшего владельца этих земель до 1917 г, но армяне предпочитают называть его по-своему «Нор-Луис» — что в переводе с их языка означает «Новый свет». Так назывался колхоз, образованный здесь в 1930 г. Альтмец расположен по обе стороны реки Западный Дагомыс.
Альтмец (Нор-Луис) Достопримечательности Сочи
Музей армянской истории
Если говорить о селе Альтмец (Нор-Луис), то прежде всего нужно сказать, что оно и само по себе уже является полноценной достопримечательностью. Это село было основано в 1869 г. с целью освоения новых земель Российской империи по окончании Кавказской войны 1864 г. Первыми поселенцами на этой территории стали амшенские армяне из Турции, которые очень хорошо разбирались в земледелии и могли успешно выращивать фундук, табак, фрукты, а позже и чай. Трудолюбивые жители обустроили своё село таким образом, что однажды оно было признано лучшим селом города Сочи. Сельчане очень любят свой райский уголок, а также старательно собирают исторические сведения о прошлом своих предков. В селе Альтмец есть свой этнографический музей.
Скульптура родоначальника армянского алфавита
Родной язык — это важная и ценная составляющая любой национальной культуры. В 2009 г. в селе Альтмец была установлена скульптура создателю армянского алфавита — Месропу Маштоцу. Он был видным общественным деятелем, учёным, подарил армянскому народу письменность в начале V века и перевёл Библию. Воплощённый в скульптуре образ указывает одной рукой на армянский алфавит, а другой на орла. Так он хочет показать, что армянский алфавит — это духовный хлеб, щит и меч армянского народа. Сам памятник — копия известной скульптуры Гукаса Чубаряна у стен института древних рукописей — Матенадарана в Ереване. У оригинала есть ещё орёл с мечом по левую руку Маштоца, и его ученик Карюн, внимательно смотрящий на учителя.
Часовня
В связи с закрытием армянских школ, молодое поколение начало постепенно забывать родной язык и традиции. В селе Альтмец задумали построить часовню, так как армянская церковь всегда выступала очагом единства и сплачивала нацию вокруг себя. Испокон веков было так — там где появлялась церковь, чуть позже строилась и школа. В 2011 г. на средства местных жителей церковь была возведена. Для этого выбрали лучшее место. Автор проекта — архитектор Хачик Даниелян. Строительные и отделочные работы – Вадим Якайтес. Металлические детали интерьера — член Союза художников России, известный скульптор Акоп Халафян. Хачкар (крест-камень) — художник Айказ Оганян. В этой часовне проводятся венчания, крещение детей, литургии.
Церковь назвали в честь армянского святого — Григора Нарекаци. Он родился в 951 году и после смерти матери был отправлен в монастыре на озере Ван, где и провёл всю свою жизнь. В обители он ежедневно молился и читал книги огромной библиотеки. В 1002-ом, за год до своей смерти, Григор написал «Книгу скорбных песнопений». Это 95 глав, которые читают в грусти и радости, – ведь народ приписывает «Книге» удивительные целительные свойства. Книгу клали под подушку больному, и даже если не умели читать, верили – точно поможет. Книга была переведена на многие языки мира, в том числе и на русский — впервые в начале XIX века, где одна из глав называлась «Молитва против ночных ужасов».
Камень — родник
Есть в селе Альтмец и свой родник с чистейшей прозрачной водой. Искусно оформленный в белом камне, он непрестанно бьёт ключом, и воды здесь может набрать любой желающий. Но не любой может прочитать зашифрованное послание на самом камне — ведь хачкар Хач (крест) — кар (камень) настолько богат символикой, что по ней можно даже прочесть историю амшенцев. Этот камень — работа одарённого художника — Айгаза Оганяна, который является своеобразным хранителем амшенского фольклора.
Искусство создания хачкаров зародилось в Армении очень давно, около 301 в. н. э. с приходом христианства. Хачкар — важнейший символ армянского народа, память о своей многотысячной истории. Создание хачкара дело довольно сложное и требует большого мастерства, а также многолетний опыт и долгие года обучения. Не зря искусство хачкаров занесено в список международного нематериального наследия ЮНЕСКО. А профессия резчика по камню у армяней очень почётна.
История возникновения хачкаров начинается за 2000 лет до н.э. (а может быть и раньше), когда на Армянском нагорье начали появляться удивительные камни с изображениями рыб и быков. Часто они находились в вертикальном положении вблизи крупных наземных или подземных источников воды высоко в горах. Назывались они вишапкары — что в переводе означает драконовы камни. Однако «вишап» (дракон) также может означать и «рыба большой воды». Армянские исследователи полагают что слово «вишап» произошло от древнешумерского «пеш» — рыба и «аб» — большая вода. Таким образом духи воды, которых воплощали в образе вишапов правят водой, живут в озёрах, реках, а иногда и на небе принося грозы и бури. В свою очередь бык — символ грозы в традициях многих народов.
Предназначение вишапкаров по всей видимости было культовым. Люди вероятно поклонялись каменным фигурам во время засухи. Возможно рядом совершались жертвоприношения и обряды. Вода играла большую роль в сухом климате регионов Армении. В связи с этим вода с древних времён являлась объектом особого почитания. Вишап в целом — это неуправляемая природная стихия, умеющая перевоплощаться в различные образы вплоть до драконов.
С принятием Арменией христианства на вишапкарах стали изображать различную христианскую символику, в том числе и кресты, которые со временем полностью вытеснили мифических животных. Так вишапкар постепенно трансформировался в хачкар. Вишапкары, также как и хачкары, встречаются только там где жили или живут армяне и являются уникальным явлением культуры этого народа.
Мемориал погибшим односельчанам
Великая Отечественная Война не обошла стороной и маленький Альтмец. Из небольшого поселения ушли на фронт 45 человек, из которых вернулись только 18. В память о них возведён мемориал из розового туфа, который доставляли из Армении. Отсюда открывается великолепный вид на село, чтобы те чьи имена выгравированы на памятной табличке, как-бы могли вечно смотреть на родные окрестности. К памятнику ведут многочисленные ступеньки и по окончании подъёма их оказалось около семидесяти.
Водопады Мецкет
И вот мы снова здесь, в селе Альтмец. Сегодня мы приехали сюда большой группой, чтобы сходить на водопады Мецкет, которые находятся выше самого населённого пункта. Идём по главной улице, по бокам аккуратные домики — большие и маленькие, но все ухоженные как один. В садах много цветов и плодовых деревьев, из-за забора за нами наблюдает что-то жующая коза. В центре села футбольное поле, выкошенное как-будто вчера, святой источник, памятник и уютные беседки где собираются местные жители для общения и настольных игр. За монументом дорога пошла вверх в гору. Впереди показалось необычное здание, которое никак не ожидали здесь увидеть. По виду оно напоминало маленький храм, но осведомившись у местных жителей — оказалось что это музей, построенный также старательными односельчанами.
Слегка отдохнув под старым фиговым деревом мы отправились дальше, по пути выискивая начинающие чернеть ягоды ажины, в изобилии растущей на обочине дороги. Машины здесь почти не ездили, поэтому съев такую ягоду можно было не опасаться за своё здоровье. Так мы и шли пока не услышали доносящийся откуда-то снизу крик : «Рюк — за — аак! Рюк — заа — аак забыли»! Все мигом кинулись ощупывать свои спины — и так и есть! На спине одной из туристок вместо рюкзака оказалась всего лишь сидушка! Кандидатура на возврат рюкзака была назначена сразу и безоговорочно — самый молодой парень в группе.
На его слегка уставшем лице особой радости по этому поводу не наблюдалось, но и противостоять женщинам пенсионного возраста оказалось выше его сил. Пришлось возвращаться. Итак рюкзак благополучно водружён на своё законное место — на спину, и больше ничего не омрачало наш поход до самого кафе, и небольшого водопадика к нему прилегающего.
По устоявшейся традиции вход платный, но нас в виде исключения пропустили и так. Маленький перекус, купание в бодрящих водах реки Мецкет и вся группа готова двинуться дальше — к главному водопаду Мецкет. У хозяина гостеприимного кафе, мы попытались выведать путь к нему, но он не горел особым желанием делиться этой информацией. Причиной оказалось беспокойство о нашей безопасности, ведь данный маршрут, так популярный в советские времена, в настоящее время находился в запущенном состоянии, тропа обвалилась, перила прогнили, и даже таблички читались с трудом.
Несмотря на это мы всё-таки выяснили, где находится заветная тропа и принялись за её поиски в зарослях крапивы, ажины и высокого папоротника. Для очистки совести владелец кафе всё-таки крикнул нам последнее предупреждение, что в случае чего он службу спасения вызывать не будет, так как МЧС не рекомендует посещать этот маршрут. С тем и отбыли.
Тропа оказалась действительно очень заброшенная, и след последнего туриста давно исчез под толстым слоем листьев и позапрошлогодних веток. Через некоторое время мы вышли к реке Мецкет выше по течению. Затёртая табличка на ближайшем дереве безуспешно силилась оповестить о названии маленького водоската перед нами, но это ей удавалось с трудом. Что находилось ещё выше по течению реки, было неизвестно, так как весь обзор закрывала недавно упавшая огромная белолистка. Мы перебрались через огромное дерево и словно попали в другой мир — перед нами зеленели заросли пышной растительности и беззвучно бежала по камням красно-бордового цвета прозрачная река. Обычно такой оттенок камни приобретают в случае, когда где-то поблизости находится минеральный источник.
Надо заметить что фотографии не передают даже 20% красоты этого замечательного места. Кое-где приходилось карабкаться по ступенчатому руслу реки чтобы продолжить путь дальше и увидеть водопад Мецкет. Здесь бы очень пригодились навыки паркура, которых к сожалению не было. И так, потихоньку мы дошли до цели нашего похода, и взглянули издалека на первый водопад. Дальше не пошли в виду большой труднопроходимости, хотя впереди находятся ещё несколько водопадов и именно они самые красивые. Жаль что этот маршрут в настоящее время пребывает не в лучшем своём состоянии, но мы ни капельки не пожалели, что не послушали совета владельца кафе и попали в эти места.
4 мая 2016 (7 км, ↑ 600 м)
Ущелье ведьм
Именно так теперь называется то самое место, где неторопливо течёт река Мецкет в окружении буйной растительности независимо от времени года. Прошло восемь лет с нашего последнего посещения этого маленького, но живописного ущелья, и как мы видим — многое изменилось. Рекреационный объект довольно неплохо реконструировали, проложили мостики, поставили перила. Теперь можно без затруднений пройти его до самого последнего водопада, именуемого Альзутой. С обновлением объекта, обновилась и его история, уходящая корнями глубоко в отдалённое прошлое, когда в этих горах проживали коренные жители данной местности — убыхи. Легенда повествует нам о том, что эту реку с её многочисленными, что-то тихо нашёптывающими водоскатами, любила дочь знатного убыхского князя — Альзута. Она частенько приходила сюда набрать чистой воды и искупаться. Однажды довелось мимо проходить с охоты юноше, которого звали Мецкет. Так они и познакомились. Но не по нраву стало это влиятельному отцу молодой девушки. Не место бедняку, которым был Мецкет, рядом с красавицей. То ли это стало причиной потери бдительности и осторожности несчастного юноши, то ли просто совпадение, но в один из дней он возвращаясь с охоты, оступился и упал с обрыва. Долго оплакивала его Альзута, пока не решилась на отчаянный шаг, чтобы хоть на том свете быть вместе с любимым. С тех пор иногда по ночам в ущелье реки Мецкет можно услышать печальные вздохи и как-будто плач. Дух Альзуты так и не смог покинуть эти места.
Днём же здесь ничего не напоминает о давней трагедии, вокруг царит какая-то своя особенная атмосфера. Природа как-будто слегка замерла в своём величественном спокойствии и умиротворении. Маленький райский уголок бережно хранит тишину, прерываемую лишь изредка пением птиц и говором реки, будто желающей поведать удивительную историю. Обилие мхов и вечно-зелёного рододендрона создают сказочную, завораживающую картину. Это наверное одно из тех мест, куда хочется прийти ещё не один раз и насладиться лесной сказкой. Лучшее время посетить водопады Мецкет и ущелья ведьм конечно период поздней осени, зима и ранняя весна, пока все окрестности не заполонил шум гремящих музыкой уазиков и дымящихся квадрациклов.
Река Мецкет является левым притоком реки Лоо и берёт начало на безымянном хребте примерно на высоте 450 м над уровнем моря. А её правый приток начинается на склоне г. Флагох (580 м). Интересно, что топоним Мецкет, состоит из двух слов Мец (Мет — имя рода ) и Кет (кыт — село, аул). Что в общем значении скорей всего надо понимать как место проживания рода Мет. В исторических источниках Люлье (российский этнограф, кавказовед) также упоминает шапсугский род Мет, что даёт основание считать эту территорию в позапрошлом веке, а возможно и раньше принадлежащей данному роду. А вместе с тем и усомниться в правдивости легенды на счёт бедности юноши Мецкета.
К водопадам Мецкет и ущелью ведьм можно добраться как от от пос. Альтмец, так и от пос. Верхнеармянское Лоо. Если начинать путь от Альтмеца, то доехать на автомобиле можно до старого картодрома и пешком останется пройти всего 2,5 км. Если начинать от Верхнеармянского Лоо, то пешком нужно начинать маршрут от дорожного указателя обозначающего названия этого населённого пункта, путь составит в таком случае 4,3 км в одну сторону. При хорошей физической подготовке и отсутствии автомобиля, можно пройти линейным маршрутом от начала пос. Альтмец через водопады Мецкет и выйти в Верхнеармянское Лоо, где ещё дополнительно посетить водопад Водопад Райское наслаждение, и этим превосходным штрихом завершить поход выходного дня.
5 марта 2024 (5 км ↑ 300 м)
Классный поход, очень хорошо получилось. Удачи в следующих походах!
Очень понравился маршрут- лёгкий, яркий. Много интересного рассказала Наталья о легендах, водопадах, о судьбе местного населения, об их традициях, культуре. Советую бывалым туристам, кто не заглядывал в эти места, и новичкам.
Поход понравился! Маршрут интересный.